Что такое постинтернатное сопровождение?
Постинтернатное сопровождение ― комплекс услуг, с помощью которых специалисты помогают детям-сиротам (от 18 до 23 лет) адаптироваться к самостоятельной жизни вне стен учреждения.
В широком смысле постинтернатное сопровождение рассматривается как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот, их самореализацию, снижение числа правонарушений и преступлений, совершаемых как самими лицами рассматриваемой категории, так и по отношению к ним.
В узком смысле данное понятие рассматривается как деятельность постинтернатных воспитателей по оказанию содействия лицам из числа детей-сирот в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития, осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.
Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь.
В организациях постинтернатное сопровождение осуществляют специалисты разного профиля: социальный педагог, педагог-психолог, посинтернатный воспитатель, юрисконсульт, медицинский работник. Основная задача специалистов поддержать выпускника детского дома, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру.Например, специалисты рассказывают, как поставить счетчики, помогают организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учёбу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы.
Задачи службы постинтернатного сопровождения
- Оказание юридической помощи;
- Содействие в получении образования;
- Содействие в трудоустройстве;
- Содействие в обеспечении реализации права на жилое помещение;
- Содействие в приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития;
- Содействие в решении трудных жизненных ситуаций и защите своих прав.
Основные направления деятельности службы постинтернатного сопровождения
- социальный патронат или индивидуальное сопровождение выпускников (кураторство);
- индивидуальное консультирование;
- организация досуга (открытая гостиная, клуб выпускников, ассоциация выпускников интернатных учреждений, кружки по интересам (хореографический кружок, класс гитары, медиагруппа).[20]
Виды кураторства
Активное сопровождение — систематическую совместную деятельность куратора и выпускника по нерешённым проблемам, ежедневный контакт, привлечение внешних дополнительных ресурсов.[15]
Пассивное сопровождение организуется при удовлетворительном уровне социализации и осуществляется не более шести месяцев в первый год обучения. Предполагается, что во время ведения случая куратор продолжает поддерживать контакт с выпускником и предпринимает совместные действия, направленные на то, чтобы обеспечить сохранение достигнутых результатов.
Уровни социализации выпускника
Уровни социализации диагностируются в течение всего процессе кураторства над выпускником детского дома
- Кризисный уровень: выпускник находится в социально опасном положении; требуется немедленное вмешательство для обеспечения его безопасности и благополучия.
- Неблагополучный уровень: существуют значительные трудности, с которыми выпускник сам не может справиться и которые негативно влияют на качество жизни и профессиональную адаптацию; если не оказать поддержку, вмешательство, есть риск, что выпускник окажется в социально опасном положении.
- Удовлетворительный уровень: существуют некоторые трудности, но подросток в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой; имеющиеся трудности не оказывают существенного влияния на качество его жизни и профессиональную адаптацию; отсутствует риск того, что выпускник окажется в социально опасном положении.
- Благополучный уровень: выпускник практически полностью справляется со своими жизненными задачами и профессионально адаптирован, располагает достаточными условиями для полноценной адаптации.
Основным результатом деятельности службы является характер адаптации выпускников.
Специалисты постинтернатного сопровождения:
- Постинтернатный воспитатель: Хохлова Наталья Сергеевна
-Социальный педагог постинтернатного сопровождения :Степанова Наталья Михайловна
-Педагог психолог: Гецевич Анна Александровна
-Юрисконсульт : Касноперов Александр Юрьевич
- Медицинский работник: Жданова Ольга Валлентиновна